Движение поездов метро между станциями "Лыбидская" и "Демеевская" полностью восстановлено

image
 
Autostrada отстроила этот важный для столицы объект за 9 месяцев – включая проектирование. На месте аварийного участка построен новый монолитный тоннель, усилена туннельная оправа существующего, положены новые рельсы, восстановлены инженерные сети.
Проект восстановления тоннеля разрабатывали 3 группы инженеров проектного института "Автострада". Чтобы реализовать этот объект, нашей команде пришлось опробовать множество разнообразных технологий. В частности, в решении проблемы подтопления перегонного тоннеля, находящегося фактически в реке. Перед началом строительства нового тоннеля и усиления частей существующего специалисты Autostrada разработали систему водопонижения и выполнили химическое закрепление грунтов. Под давлением в грунт через оправу тоннеля было закачано специальное химическое средство – двухкомпонентный полимер. Это позволило оттеснить воду, увеличить прочность грунта на смещение. После введения полимера грунты закрепили микроцементом. Микродисперсный цемент снизил количество воды в водонасыщенной почве и увеличил ее несущую способность. Чтобы избежать утечки водонасыщенной почвы из-под лотка туннельной оправы, использовали Jet grouting – методику закрепления породы нового поколения, позволяющую значительно упростить процесс строительства на нестабильных и обводненных грунтах. Сущность этой технологии заключается в бурении скважины, в которую под высоким давлением подается цементирующий раствор, способствующий перемешиванию грунта и бетона для получения грунтобетонной колонны, в которую для усиления прочности добавляются армирующие элементы.
Чтобы минимизировать риски подтоплений в будущем, при строительстве нового тоннеля мы использовали специальную ремонтно придатную гидроизоляционную систему из ПВХ-мембран. В случае повреждения такую ​​гидроизоляцию можно легко восстановить даже после ввода объекта в эксплуатацию.
Части существующего тоннеля, прилегающие к восстановленному со стороны станций Лыбидская и Демеевская, укрепили железобетонной рубашкой методом сухого и мокрого торкретирования - набрызг-бетона на поверхность оправы тоннеля.
В общем, сооружение этого тоннеля включило в себя практически все методы строительства метрополитена, кроме туннелепроходного комплекса.
В Украине такого рода объект реализован впервые.
Перед тем, как открыть полноценное движение по восстановленному участку для поездов с пассажирами, в тоннеле в течение месяца продолжалась тестовая обкатка и пусконаладочные работы. Специалисты проверяли исправность систем безопасности движения, состояние нового рельсового полотна, а также тестировали новый тоннель на разных скоростях движения электропоездов – от 25 до 80 км/ч.
Важно, что благодаря оптимизации проектных решений и рациональным технологиям, Autostrada сэкономила Киеву 62 млн грн, выполнив работы на 20% дешевле первоначальной стоимости проекта – 445,49 млн грн. Сметная стоимость всего комплекса работ составила 383 млн грн, из которых 20 млн – удержание заказчика, 10 млн – компенсация за МАФы, которые находились на участке строительства. Фактическая стоимость работ от компании Autostrada – 353 млн грн.
Для нас было важно завершить этот объект в максимально сжатые сроки, ведь метрополитен – это ежедневный комфорт и безопасность для тысяч пассажиров.